(Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
1) Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:
— на транспортных средствах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных,
неисправных и перемещаемых транспортных средств;
— на крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих перевозки взрывчатых,
легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
— на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств,
а также на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов;
— на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении
тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.
организованная перевозка группы детей. (п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
2) Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб. (п. 17 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
3) Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками "Федеральная
служба охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится
в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. (п. 18 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
4) Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в
соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы
специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания
корпуса не более 200 мм. (п. 19 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
5) Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления
должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена
видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости. Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595) (п. 20 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
6) Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком "Федеральная служба охраны Российской Федерации",
проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства. (п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84).
Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих
случаях:
— выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных,
неисправных и перемещаемых транспортных средств должностные и иные лица, ответственные за производство
работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также
неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть
убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и
ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно
красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и
пешеходов.
— движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка взрывчатых,
легковоспламеняющихся, -радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
— сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных
средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
— сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на
автомобильных дорогах общего пользования;
— организованная перевозка группы детей.
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении
и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении
работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых
транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4-2.6, 3.11-3.14, 3.17.2, 3.20)
и дорожной разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 настоящих Правил ПДД, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
— Транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком "Федеральная служба
охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные
поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным
стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 16.02.2008 N 84)
— Транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных
органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением крупногабаритных транспортных средств и
транспортных средств, перевозящих взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой
степени опасности). (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.04.2015 N 374; в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
1) Ксеноновые--это вообще импульсные маяки, режим которых напоминает режим работы стробоскопа.
Диапазон рабочего напряжения - от 10 до 48 вольт. В ксеноновых маяках часто вместо лампы устанавливается
нить накаливания ,которая по сути своей является одноразовой, что и является его минусом.
2) Ротаторные с галогенными лампами---галогенная лампа при работе выделяет много тепла, а в совокупности
с высокой температурой окружающей среды это может существенно сократить период работы маяка. Также
потребляемая мощность такого маяка довольно высока по сравнению с другими типами источников. Еще один
из минусов таких галогенного источника света заключается в том, что проблеск в маяке обеспечивается
постоянным вращением "шторки" вокруг лампы. Дополнительные движущиеся части в маяке надежности ему
не прибавят.
3) Светодиодный модуль – самый популярный и выигрышный вариант.
Преимущества светодиодов:
— Безопасность: максимально короткие фазы вкл.-выкл., мгновенное достижение максимальной яркости.
— Энергоэкономичность: низкое потребление тока (до 90% меньше по сравнению с обычной лампой), что не
только снижает напряжение на электросистему, продлевая время работы аккумулятора, но и во многом
экономит топливо и износ двигателя.
— Продолжительность работы: светодиоды рассчитаны на работу в течение 50 000 часов в режиме нон-
стоп, таким образом продукция со светодиодами будет служить вам долгие годы, не нуждаясь в замене.
— Прочность: Из-за отсутствия тонкой нити накаливания и стеклянной колбы LED выдерживают удары и
вибрацию гораздо более сильные, чем те, что выдерживают лампы накаливания, что делает их идеальным
выбором для жестких условий работы.
Многие светодиодные устройства предупреждающего света также оснащены дополнительными
характеристиками, такими как регулировка интенсивности света, несколькими режимами работы и
возможностью синхронизировать устройства между собой.
4) Маяки автономные аварийные(на батарейках и ли аккумуляторные), источник света светодиоды -применяются
для автомобилей, перевозящих опасные и крупногабаритные грузы, и используется в случае возникновения
аварийной ситуации, для обозначения места стоянки ночью или в условиях плохой видимости.
— Демпферные – крепятся на кронштейн, корпус имеет резиновую основу, которая гасит вибрации. Данный тип
маяков используется на тяжелой технике, работающей в условиях повышенной вибрации.
— Крепление на кронштейне – практические то же, что и демпферное, только корпус из прочного пластика. на автомобилях с высоким габаритом этот тип крепления использовать не рекомендуется). В этом случае рекомендуется использовать низкопрофильные проблесковые маяки
— Крепление на одно болте – на маяках для постоянной «прописки». Для установки этих маяков необходимо делать отверстие в крыше автомобиля.
— Крепление на трех болтах – то же, что и предыдущее, только более надежное крепление. Автомобили с проблесковыми маяками, установленными на трех болтах, могут развивать большую скорость.
— Крепление на магните – крепится при помощи усиленных или обычных магнитов к кузову автомобиля. Легко устанавливается, легко снимается. позволяет набирать скорость транспортного средства до 140 км/ч. ( при усиленном вакуумном магните). Питание у таких маяков, как правило, поступает через разъем для прикуривателя.
Проблесковые маячки всех цветов световые балки устанавливаются на крышу
транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность
установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена
видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.
Проблесковый маячок или световая балка должны быть установлены на расстоянии не менее 1200
мм. от центра лампы до земли.
Плоскость основания установленных маяков/световых балок, должна быть параллельна земле. У
спец. сигналов, устанавливающихся на плоскую крышу и имеющих поперечную ось симметрии,
поперечная ось симметрии должна совпадать с продольной осью симметрии транспортного
средства.
При монтаже маяков/световых балок на транспортное средство с установленным радио,
расстояние от антенны должно быть не меньше 500mm.
Кабель питания спец. сигнала должен быть проложен отдельно, вдалеке от чувствительных
кабелей (радио, антенна, антиблокировочная, тормозная система и т.п.). Если так сделать не
возможно, допускается пересечение кабелей под прямым углом.
Внимание !!!
— соблюдайте режим энергопотребления. Верно выбирайте кабель и реле переключения.
— До демонтажа, отсоедините устройство от источника питания.
— В течении 5 минут после отключения ксенонового маяка или световой балки, остается
опасность удара электрическим током, при касании к не изолированным элементам. Не
трогайте лампочку и стеклянную трубку голыми пальцами. Не затягивайте винты
крепления линзы.